Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 75 человек

Современный урок

Дата: 6 марта в 17:18, Обновлено 6 марта в 17:19

Дидактические требования к современному уроку – четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами.

Советы учителю

Дидактические требования к современному уроку:

четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;

определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;

выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;

реализация на уроке всех дидактических принципов;

создание условий успешного учения учащихся.

Психологические требования к уроку:

Психологическая цель урока:

Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;

Учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

Стиль урока:

Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:

  •     соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;
  •     определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;
  •     планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;
  •     выполнение учителем и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);
  •     учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемые учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;
  •     соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.).
  • Особенности самоорганизации учителя:
  •     подготовленность к уроку и главное - осознание психологической цели, внутренняя готовность к ее осуществлению;
  •     рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в   осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);
  •     педагогический такт (случаи проявления);
  •     психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

Организация познавательной деятельности учащихся:

1. Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:

  •      планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;
  •      использование установок в форме убеждения, внушения;
  •     планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;
  •      использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);

2.    Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений;

  •      определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, "открытий", формулирования выводов);
  •      опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся;
  •      планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся;
  •      руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;
  •      использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);

3.    Закрепление результатов работы:

  •      формирование навыков путем упражнений;
  •      обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.

Организованность учащихся:

Отношение учащихся к учению, их самоорганизации и уровень умственного развития;

Возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.

Учет возрастных особенностей учащихся:

Планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;

Проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;

Дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

Гигиенические требования к уроку:

Температурный режим;

Физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);

Освещение;

Предупреждение утомления и переутомления;

Чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);

Своевременное и качественное проведение физкультминуток;

Соблюдение правильной рабочей позы учащегося;

Соответствие классной мебели росту школьника.

Требования к технике проведения урока:

Урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;

Темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;

Необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;

Доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;

По возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;

Обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;

     Учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника!

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.